Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября
1928 года во Владимире, в актёрской семье. Мальчик рос в окружении знаменитых
актеров, писателей, поэтов, композиторов. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В.
Ардов. В дом приходили И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, Ф. Раневская, Л. Русланова,
Б. Пастернак, М. Булгаков, О. Мандельштам, А. Ахматова, Д. Шостакович… В выборе
профессии у Алексея сомнений не было – он поступил в Школу-студию МХАТ, которую
окончил в 1950 году, и до 1957 года был актером сначала Центрального театра
Советской Армии, а затем и МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться
в кино. Режиссёр И. Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая
семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого,
реального. Именно этот режиссёр сделал из Баталова актера, сняв его еще в 4
картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой»
(1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова – чистые и душевные люди,
которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
Работал актер и с другими режиссерами – у М. Донского
он снялся в картине «Мать» (1956), у М.Калатозова в фильме «Летят журавли»
(1957), который вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и
принес множество призов престижных кинофестивалей. Режиссер М. Ромм снял фильм
«Девять дней одного года» (1962) с Баталовым в роли физика Гусева. Лента была
признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени, а
Ромм, Баталов и Смоктуновский – кумирами советской интеллигенции. Алексей
Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым и к режиссерам, и к
материалу, с которым он работал. Один перечень этих картин доказывает его
профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское
убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит»,
«Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др. Одним из способов творческого
самовыражения Баталова стала режиссерская работа.
В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель»,
затем снял еще 2 картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы –
пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения
литературного смысла в экранный. Особое место в творчестве Баталова занимает
работа на радио, где его радиотеатр – это театр живого актера. Среди его
радиопостановок: «Казаки» Л.Толстого, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Поединок»
А.Куприна, «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира.
По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. С 1975
года Алексей Владимирович – преподаватель ВГИКа, профессор. Помимо России его
ученики работают во многих странах мира. Он сам часто выезжал за рубеж с
мастер-классами по методике Русской актерской школы.
Также Баталов пишет книги, стихи, сценарии,
детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых
людях «Прогулки по Москве». Известен он и как активный общественный деятель.
Многие годы Баталов являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР,
председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и
журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина»;
принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». С
2007 года — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Огромный вклад Народного артиста СССР Алексея Баталова в развитие отечественной
культуры оценен высшими государственными, кинематографическими и общественными
наградами.
Использованы материалы с сайта: www.calend.ru
Присоединяйтесь к нам на Facebook: http://www.facebook.com/cbs2svao
Использованы материалы с сайта: www.calend.ru
Присоединяйтесь к нам на Facebook: http://www.facebook.com/cbs2svao
Читайте книги в наших библиотеках: www.biblioterra.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий