среда, 20 ноября 2013 г.

Алексей Баталов (род. 20 ноября 1928). Российский актёр, режиссёр, Народный артист СССР. 85 лет со дня рождения


Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в актёрской семье. Мальчик рос в окружении знаменитых актеров, писателей, поэтов, композиторов. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В. Ардов. В дом приходили И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, Ф. Раневская, Л. Русланова, Б. Пастернак, М. Булгаков, О. Мандельштам, А. Ахматова, Д. Шостакович… В выборе профессии у Алексея сомнений не было – он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году, и до 1957 года был актером сначала Центрального театра Советской Армии, а затем и МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться в кино. Режиссёр И. Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Именно этот режиссёр сделал из Баталова актера, сняв его еще в 4 картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова – чистые и душевные люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

Работал актер и с другими режиссерами – у М. Донского он снялся в картине «Мать» (1956), у М.Калатозова в фильме «Летят журавли» (1957), который вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и принес множество призов престижных кинофестивалей. Режиссер М. Ромм снял фильм «Девять дней одного года» (1962) с Баталовым в роли физика Гусева. Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени, а Ромм, Баталов и Смоктуновский – кумирами советской интеллигенции. Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым и к режиссерам, и к материалу, с которым он работал. Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др. Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссерская работа.

В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял еще 2 картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы – пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения литературного смысла в экранный. Особое место в творчестве Баталова занимает работа на радио, где его радиотеатр – это театр живого актера. Среди его радиопостановок: «Казаки» Л.Толстого, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Поединок» А.Куприна, «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. С 1975 года Алексей Владимирович – преподаватель ВГИКа, профессор. Помимо России его ученики работают во многих странах мира. Он сам часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы.

Также Баталов пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых людях «Прогулки по Москве». Известен он и как активный общественный деятель. Многие годы Баталов являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина»; принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». С 2007 года — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Огромный вклад Народного артиста СССР Алексея Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными, кинематографическими и общественными наградами. 


Использованы материалы с сайта: www.calend.ru
Присоединяйтесь к нам на Facebook:
http://www.facebook.com/cbs2svao
Присоединяйтесь к нам на Facebook: http://www.facebook.com/lib110svao

Читайте книги в наших библиотеках: www.biblioterra.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий