Елена Ивановна Рерих (урождённая Шапошникова)
родилась (31 января) 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье
известного архитектора, академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены
Екатерины Васильевны, урождённой Голенищевой-Кутузовой, правнучки великого
фельдмаршала. Елена получила прекрасное домашнее образование, она росла в
семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники. С
ранних лет девочка проявляла незаурядные способности и уже к семи годам читала
и писала на трёх языках. Очень любила литературу и увлечённо занималась
рисованием.
После Мариинской женской гимназии, которую она окончила в 16 лет с золотой медалью, Елена получила музыкальное образование в Санкт-Петербургской музыкальной частной школе. Её считали одарённой пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее, при этом она была очень женственной и с исключительным чувством красоты.
Живя в столице, Елена вела светский образ жизни и имела много претендентов на её руку. Но в 1899 году в имении своей тети княгини Путятиной она познакомилась с молодым, но уже известным, художником Николаем Рерихом. В 1901 году они обвенчались. Это был прочный союз двух любящих людей и единомышленников. Он посвящал ей книги, называя в своих произведениях «Ведущей», а многие его картины являются результатом их совместного творчества. Елена же на всю жизнь стала ему верной спутницей и его Музой.
В этом браке родились два сына – Юрий, в будущем учёный-востоковед с мировым именем, и Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель, которые росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. Елена была сердцем семьи Рерихов, занимаясь воспитанием и образованием детей, она поддерживала и все начинания мужа, вникала во все сферы его деятельности.
В 1903-1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи объехали десятки древнерусских городов. Во время этого путешествия Елена, овладев искусством фотографии, снимала древние памятники, монастыри, орнаменты и фрески, собирала произведения искусства и предметы старины. В результате семьёй была собрана превосходная коллекция, которую впоследствии они передали в Эрмитаж.
До 1916 года Рерихи жили в Петербурге. Это было время напряжённого творчества, участия в общественных и культурных движениях, общения с выдающимися людьми того времени – Д. Менделеевым, В. Ключевским, В. Соловьевым, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, А. Глазуновым, В. Серовым, В. Васнецовым, М. Врубелем, С. Дягилевым, И. Стравинским, А. Блоком, А. Горьким, А. Белым и другими.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Николая семья переезжает в Финляндию (Сердоболь). Но после революции 1917 года и объявления Финляндией своей независимости, они оказались отрезанными от Родины и отправились в Англию, что было связано с предложением Рериху – принять участие с его картинами в выставках. В 1919 году семья поселилась в Лондоне, где началось их сближение с Теософским обществом, основанным Е. Блаватской, и произошла первая встреча Елены с Великим Учителем – Морией. Тогда же она начала работу над главным трудом своей жизни «Живой Этикой» или «Агни Йогой» – серией книг о религиозно-философском учении.
В 1920 году Николай Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Семья переехала в Нью-Йорк, где под руководством Николая и при непосредственном участии Елены и её нескольких учеников была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Её результатом стало создание в Америке таких культурных организаций как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединённых Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Впоследствии эти учреждения стали крупными международными культурными центрами.
После Мариинской женской гимназии, которую она окончила в 16 лет с золотой медалью, Елена получила музыкальное образование в Санкт-Петербургской музыкальной частной школе. Её считали одарённой пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее, при этом она была очень женственной и с исключительным чувством красоты.
Живя в столице, Елена вела светский образ жизни и имела много претендентов на её руку. Но в 1899 году в имении своей тети княгини Путятиной она познакомилась с молодым, но уже известным, художником Николаем Рерихом. В 1901 году они обвенчались. Это был прочный союз двух любящих людей и единомышленников. Он посвящал ей книги, называя в своих произведениях «Ведущей», а многие его картины являются результатом их совместного творчества. Елена же на всю жизнь стала ему верной спутницей и его Музой.
В этом браке родились два сына – Юрий, в будущем учёный-востоковед с мировым именем, и Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель, которые росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. Елена была сердцем семьи Рерихов, занимаясь воспитанием и образованием детей, она поддерживала и все начинания мужа, вникала во все сферы его деятельности.
В 1903-1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи объехали десятки древнерусских городов. Во время этого путешествия Елена, овладев искусством фотографии, снимала древние памятники, монастыри, орнаменты и фрески, собирала произведения искусства и предметы старины. В результате семьёй была собрана превосходная коллекция, которую впоследствии они передали в Эрмитаж.
До 1916 года Рерихи жили в Петербурге. Это было время напряжённого творчества, участия в общественных и культурных движениях, общения с выдающимися людьми того времени – Д. Менделеевым, В. Ключевским, В. Соловьевым, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, А. Глазуновым, В. Серовым, В. Васнецовым, М. Врубелем, С. Дягилевым, И. Стравинским, А. Блоком, А. Горьким, А. Белым и другими.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Николая семья переезжает в Финляндию (Сердоболь). Но после революции 1917 года и объявления Финляндией своей независимости, они оказались отрезанными от Родины и отправились в Англию, что было связано с предложением Рериху – принять участие с его картинами в выставках. В 1919 году семья поселилась в Лондоне, где началось их сближение с Теософским обществом, основанным Е. Блаватской, и произошла первая встреча Елены с Великим Учителем – Морией. Тогда же она начала работу над главным трудом своей жизни «Живой Этикой» или «Агни Йогой» – серией книг о религиозно-философском учении.
В 1920 году Николай Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Семья переехала в Нью-Йорк, где под руководством Николая и при непосредственном участии Елены и её нескольких учеников была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Её результатом стало создание в Америке таких культурных организаций как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединённых Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Впоследствии эти учреждения стали крупными международными культурными центрами.
В конце 1923 года Рерихи переезжают в Индию, уже
давно привлекавшую их, и последующие 4 года семьи посвящены грандиозной
Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Николаем по труднодоступным и
малоисследованным районам Центральной Азии, Индии, Китая, России (Алтай),
Монголии и Тибета. В ходе экспедиции были проведены исследования по различным
отраслям знания, отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы,
найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы,
ценнейшие образцы древней культуры и искусства, богатейшие коллекции. Елена
Рерих была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут, более
25 тысяч километров.
После завершения экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Елена стала почётным Президентом-основателем института и приняла самое активное участие в организации его работы. Тонкий знаток искусства, глубокий философ – она хорошо ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт (археологии, искусства, геомагнетизма, растениеводства, биохимии, медицины и других отраслей знания), и часто давала направление исследованиям. Со временем «Урусвати» стал крупным международным институтом, объединившим известных учёных из разных стран.
Здесь, в Кулу, основная деятельность Елены Ивановны состояла в изучении древней философской мысли Востока, и здесь она вновь посвятила себя работе над книгами «Живой Этики», которую продолжала до конца жизни, а также работала над рукописями книг и переводов, много времени уделяла ответам на письма, приходившим со всех концов света.
Литературно-философское наследие Елены Рерих огромно. Помимо основного труда она написала «Основы буддизма» (1926), «Криптограммы Востока» (1929), перевела на русский язык «Тайную доктрину» Е.П. Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»). Особое место в творчестве Рерих занимает её эпистолярное наследие. В 1940 году в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих», который неоднократно переиздавался.
Она участвовала в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха (подписанного в апреле 1935 года главами 22 стран). Именно она во время Маньчжурской экспедиции мужа вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность.
После завершения экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Елена стала почётным Президентом-основателем института и приняла самое активное участие в организации его работы. Тонкий знаток искусства, глубокий философ – она хорошо ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт (археологии, искусства, геомагнетизма, растениеводства, биохимии, медицины и других отраслей знания), и часто давала направление исследованиям. Со временем «Урусвати» стал крупным международным институтом, объединившим известных учёных из разных стран.
Здесь, в Кулу, основная деятельность Елены Ивановны состояла в изучении древней философской мысли Востока, и здесь она вновь посвятила себя работе над книгами «Живой Этики», которую продолжала до конца жизни, а также работала над рукописями книг и переводов, много времени уделяла ответам на письма, приходившим со всех концов света.
Литературно-философское наследие Елены Рерих огромно. Помимо основного труда она написала «Основы буддизма» (1926), «Криптограммы Востока» (1929), перевела на русский язык «Тайную доктрину» Е.П. Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»). Особое место в творчестве Рерих занимает её эпистолярное наследие. В 1940 году в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих», который неоднократно переиздавался.
Она участвовала в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха (подписанного в апреле 1935 года главами 22 стран). Именно она во время Маньчжурской экспедиции мужа вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность.
В 1948 году, вскоре после смерти мужа, Елена
Ивановна с сыном Юрием переехала в небольшой городок Калимпонг (Восточные
Гималаи). Она стремилась вернуться в Россию, но её обращения о возвращении на
Родину, поданные в советское посольство и в адрес правительства, оставались без
ответа. Но надежда увидеть Россию не покидала её до самых последних дней.
Умерла Елена Ивановна Рерих 5 октября 1955 года в Калимпонге (Индия). На месте её кремации ламы впоследствии воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии». В 1999 году капсула с частью праха Елены и Николая Рерих была заложена в основание мемориального памятника в их честь во дворе музея Николая Рериха в Москве.
В честь Рерихов названы несколько пиков и перевалов на Алтае, малая планета (астероид). В Калимпонге есть Музей Елены Рерих. Существует также Благотворительный Фонд и Международная премия имени Е. И. Рерих.
Умерла Елена Ивановна Рерих 5 октября 1955 года в Калимпонге (Индия). На месте её кремации ламы впоследствии воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии». В 1999 году капсула с частью праха Елены и Николая Рерих была заложена в основание мемориального памятника в их честь во дворе музея Николая Рериха в Москве.
В честь Рерихов названы несколько пиков и перевалов на Алтае, малая планета (астероид). В Калимпонге есть Музей Елены Рерих. Существует также Благотворительный Фонд и Международная премия имени Е. И. Рерих.
Присоединяйтесь к нам на Facebook:http://www.facebook.com/lib110svao
Телефон для справок: 8 (495) 470-03-10, 8 (495) 470-03-38
Адрес: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 6, корп. 1
Проезд: м. «Бабушкинская», далее трамв. № 17 до ост. «ул. Верхоянская»; м. «Свиблово», далее авт. №№ 185, 176 до ост. «ул. Летчика Бабушкина»; м. «ВДНХ», далее авт. № 93 до ост. «ул. Верхоянская».
Адрес: г. Москва, ул. Верхоянская, д. 6, корп. 1
Проезд: м. «Бабушкинская», далее трамв. № 17 до ост. «ул. Верхоянская»; м. «Свиблово», далее авт. №№ 185, 176 до ост. «ул. Летчика Бабушкина»; м. «ВДНХ», далее авт. № 93 до ост. «ул. Верхоянская».
Портал «Культура Москвы»:
Культурные места в Москве – Библиотека № 110
http://cult.mos.ru/places/biblioteka-110-/
Рерих Е. Письма
Елены Рерих. 1932-1955 - Новосибирск: Вико:Алгим, 1993. - 511 с. - ISBN
5-86059-010-5 (в пер.).
Аннотация: Том писем Рерих содержит неопубликоваванную переписку с деятелями Латвийского рериховского общества в 1932-1955 гг. В Письмах разъясняются ключевые положения Учения Живой Этики (Агни Йоги), даны бесценные советы по внутренней духовной работе, организации рериховского движения
Ключевые слова: АГНИ ЙОГА, ЖИВАЯ ЭТИКА, ПЕРЕПИСКА, ТЕОСОФИЯ
Книга находится в библиотеках: Центральная Библиотека № 110 (абонемент); Библиотека № 86; Библиотека № 96;
Аннотация: Том писем Рерих содержит неопубликоваванную переписку с деятелями Латвийского рериховского общества в 1932-1955 гг. В Письмах разъясняются ключевые положения Учения Живой Этики (Агни Йоги), даны бесценные советы по внутренней духовной работе, организации рериховского движения
Ключевые слова: АГНИ ЙОГА, ЖИВАЯ ЭТИКА, ПЕРЕПИСКА, ТЕОСОФИЯ
Книга находится в библиотеках: Центральная Библиотека № 110 (абонемент); Библиотека № 86; Библиотека № 96;
Чеботарь С. П. Женщины,
неподвластные времени / Серафима Чеботарь; [оформ. сер. Н. Кудри]. - М.: Яуза:
Эксмо, 2011. - 715, [2] с., фотоил. - (Виталий Вульф представляет). - ISBN
978-5-699-48012-8 (в пер.).
Ключевые слова: ВЕЛИКИЙ, ЖЕНЩИНА, ЗНАМЕНИТЫЙ, ИЗВЕСТНЫЙ
Книга находится в библиотеках: Центральная Библиотека № 110 (абонемент); Библиотека № 86; Библиотека № 96; Библиотека № 218;
Ключевые слова: ВЕЛИКИЙ, ЖЕНЩИНА, ЗНАМЕНИТЫЙ, ИЗВЕСТНЫЙ
Книга находится в библиотеках: Центральная Библиотека № 110 (абонемент); Библиотека № 86; Библиотека № 96; Библиотека № 218;
Комментариев нет:
Отправить комментарий