Анатолий Васильевич Эфрос
(Натан Исаевич) родился 3 июля 1925 года в Харькове. Он с детства интересовался
театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил
на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н. Петрова и М. Кнебель).
Свои первые спектакли
Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером
Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть
исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос
поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию,
имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой»,
«Друг мой, Колька!» и другие.
После того, как Эфрос
сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра
им. Ленинского комсомола, чтобы возродить и его. Труппу театра составили
актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В. Гафт, А. Збруев, М.
Державин, Л. Дуров, А. Ширвиндт, Ю. Колычев, О. Яковлева и другие.
Здесь он поставил
несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день
свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского.
Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и
«Мольер» Булгакова.
Эфрос всячески избегал
политических игр, считая политику недостойной театра, что не вполне
соответствовало духу, насаждаемому в советском театре того времени, и вскоре он
был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с группой актеров в 1967 году он
перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера.
В течение последующих 17
лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе – «Три сестры» Чехова,
«Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя,
«Месяц в деревне» Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь
избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам:
«Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со
стороны», «Директор театра» и другие.
Эфрос ставил спектакли и в
других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его
режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и
больше никогда» и другие, а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане»,
«Тартюф», «Ромео и Джульетта»… Еще он много писал, работал на радио и
преподавал в ГИТИСе. Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального
искусства.
В 1984 году Эфрос был
назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке,
заменив на этом посту вынужденного эмигрировать Ю. Любимова. Хотя часть труппы
театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На
дне» М. Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А.Чехова и
другие.
Этот период жизни стал
особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры,
которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних
конфликтов в театре и вокруг него. Сердце мастера не выдержало…
13 января 1987 года
Анатолий Васильевич Эфрос скончался от инфаркта, был похоронен на Кунцевском
кладбище в Москве.
Использованы материалы с сайта: www.calend.ru
Присоединяйтесь к нам на Facebook: http://www.facebook.com/cbs2svao
Присоединяйтесь к нам на Facebook: http://www.facebook.com/lib110svaoПрисоединяйтесь к нам на Facebook: http://www.facebook.com/cbs2svao
Наш блог: http://cbs2svao.blogspot.ru/
Читайте книги в наших библиотеках: www.biblioterra.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий