Кузьма
Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников 20 столетия,
родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье
сапожника. Учась в четырёхклассном городском училище, Кузьма познакомился с
двумя местными иконописцами, под впечатлением работ которых он пробует
самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. Окончив в 1893 году
училище, Кузьма отправился в Самару, где оказался в классах живописи и
рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства.
Он был талантливым живописцем и графиком, однако его недостаточно было бы назвать только мастером изобразительного искусства. Он был и писателем, автором великолепных мемуаров, в его творчестве над всякой изобразительной материей преобладало активное, одухотворяющее эту материю содержание. Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, окрашивалось в тона почти что песенной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с «мифологией».
Использованы материалы с сайта:www.calend.ru
Читайте книги в Библиотеке № 110 – www.biblioterra.ru:
3. Кузьма Петров-Водкин / [текст и сост. В. В. Донец]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 71 с. : цв. ил.– (Великие мастера живописи). – ISBN 978-5-373-03776-1
Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке. В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учился у В.А. Серова. После окончания училища в 1905 году, он продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, а также посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».
Он был талантливым живописцем и графиком, однако его недостаточно было бы назвать только мастером изобразительного искусства. Он был и писателем, автором великолепных мемуаров, в его творчестве над всякой изобразительной материей преобладало активное, одухотворяющее эту материю содержание. Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, окрашивалось в тона почти что песенной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с «мифологией».
Эту мечтательную, «мифологическую» грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и звонко. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие – с другой. В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник.
В Ленинградском театре драмы им. Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР.
«Купание красного коня» – одна из самых известных картин Петрова-Водкина, была написана в 1912 году и принесла художнику мировую известность. Сейчас полотно хранится в Третьяковской галерее.
Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Среди литературных работ Петрова-Водкина наибольший интерес представляет автобиографическая книга «Хлыновск. Моя повесть».
После смерти художника – он умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде – его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
Использованы материалы с сайта:
Читайте книги в Библиотеке № 110 – www.biblioterra.ru:
1. Петров-Водкин К. С. Хлыновск : повесть / Кузьма Петров-Водкин; [оформ. Ю. Боярского]. – М. : Детская литература, 1991. – 239 с., [8] л. ил. : ил. – ISBN 5-08-001577-2
2. Русаков Ю. А. Петров-Водкин / Ю. Русаков. – Л. :
Искусство, Ленингр. отд-ние, 1975. – 135 с., [7] л. ил., [1] л. портр. : ил. –
Библиогр.: с. 132.
3. Кузьма Петров-Водкин / [текст и сост. В. В. Донец]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 71 с. : цв. ил.– (Великие мастера живописи). – ISBN 978-5-373-03776-1
Комментариев нет:
Отправить комментарий