28 октября (9 ноября) 1885 года родился Хлебников Велимир (Виктор
Владимирович) (1885-1922), русский поэт и прозаик Серебряного века, видный
деятель русского авангардного искусства. Поэт родился в Астраханской
губернии в семье учёного-орнитолога. В 1908 приехал в Петербург и
поступил в университет. Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч.
Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с
акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской
истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее
славянское имя Велимир).
Дебют Хлебникова в печати состоялся в 1908 году: в журнале «Весна» было опубликовано его стихотворение «Искушение грешника». Тогда же состоялось знакомство поэта с футуристами В.Каменским и Д.Бурлюком. Стараясь обращаться в словотворчестве к славянским корням, Велимир называл футуристов будетлянами, то есть вестниками будущего. Его стихи вошли в сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. Вскоре вышло еще несколько поэтических и теоретических произведений Хлебникова — «Творения», «Лесная дева», «Шаман и Венера», «Вила и леший» и другие. Первый авторский сборник Хлебникова «Ряв!» вышел в 1913 году, а вскоре был издан первый том собрания сочинений поэта «Изборник стихов». Одновременно Велимир продолжал свои расчеты о «законах Времени», которые печатал во многих своих книгах — «Учитель и ученик», «Время — мера мира» и других, и в различных статьях.
Октябрь 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде. Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове. Её заглавие – неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» создан образ неделимого человечества, объединёного с природой.
Хлебников искренне принял революцию 1917 года. Стремясь быть в центре событий, он много ездил по стране, работал в различных газетах и издательствах, написал много произведений на тему современности — «Каменная баба», «Ночь в окопе», «Ладомир», «Ночь перед Советами», «Ночной обыск»… В 1921 году Хлебников вернулся в Москву, стал членом официального Союза поэтов и печатался в столичных изданиях. К тому времени он уже закончил свое произведение «Зангези», жанр которого сам автор определил как сверхповесть. Она стала одним из важнейших произведений поэта. Но лишения и напряженная работа подорвали здоровье Велимира, и весной 1922 года он уехал к своей сестре в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть, но вскоре серьезно заболел.
Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н. Асеева: «Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу…».
Творчество Велимира Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. – В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых ритмических, словотворческих и пророческих возможностей поэзии.
Использованы материалы с сайта: http://hlebnikov.ouc.ru/
Умер Велимир Хлебников 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новгородской губернии, был похоронен неподалеку — в деревне Ручьи. В 1960 году его останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В деревне Ручьи в 1986 году был открыт музей поэта.
«Сова»
рисунок
Велимира Хлебникова
эмблема
блога «КНИЖНИК»
|
Интересные
факты:
Самое раннее стихотворение
Хлебникова, написанное в
одиннадцатилетнем возрасте, было своего рода орнитологическим: «О чем поешь ты,
птичка, в клетке? …»
И в конце жизни в сверхповести «Зангези» (1922),
возвращаясь к своему детству, он вспоминал себя мальчиком-птицеловом с клеткой.
Да и сам он, как почти единодушно вспоминают современники, похож был на большую
задумчивую птицу.
И как нахохленная птица,
Бывало, углублен и тих,
По-детски Хлебников глядится
Бывало, углублен и тих,
По-детски Хлебников глядится
В пространство замыслов своих.
Так писал о поэте Сергей Спасский. Поэтому его рисунок совы, восседающей на книгах, сделанный с какой-то особой впечатляющей значительностью, можно считать чем-то вроде эмблемы всего хлебниковского творчества, соединявшего мудрость природы и мудрость культуры. Нечто подобное он, вероятно, представлял себе, когда в наброске статьи о памятниках, которые следует поставить на Руси, предлагал воздвигнуть в Киеве памятник Русскому Языку — в виде мирно сидящих орла и соловия, и лебедя на престоле из мраморных изваяний книг Пушкина, Льва Толстого. Использованы материалы с сайта: http://ka2.ru/nauka/figures.html
Осип Мандельштам сказал о Хлебникове: «Каждая его строчка ― начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоиться. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».
1. Хлебников В. Творения
/ Велимир Хлебников; общ. ред. и вступ. ст. М. Я. Полякова; сост., подгот.
текста и коммент. В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. – М. : Советский писатель,
1987.– 734 с. : ил.
2. Марков В. Ф. История
русского футуризма / пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. - СПб. :
Алетейя, 2000. – 438 с., 12 л. ил. – Библиогр.: с. 364-391. – Указ. имен: с. 392-414.
– ISBN 5-89329-274-Х
Комментариев нет:
Отправить комментарий